Анализ тенденций развития операторских компаний мира и используемых ими сетевых решений однозначно указывает на тот факт, что понятия Операторская сеть и Интеллектуальная сеть связи являются практически синонимами.
Логика очевидна - Платежеспособные клиенты требуют (как активно, так и пассивно) все более полного пакета сервисных услуг, при этом было бы крайне желательно получить весь спектр услуг из одной физической точки подключения и в рамках контракта с одним сервис провайдером. Не следует забывать и тот факт, что клиент вправе выбрать наиболее оптимальный пакет услуг и приемлимые коммерческие условия, что возможно в условиях конкурентного рынка связи.
Как следствие потребительского спроса в развитии операторских сетей связи видны следующие тенденции:
- сеть должна обеспечивать возможность предоставления широкого спектра сервисных услуг, новые услуги должны разрабатываться и внедряться в кратчайшие сроки и с минимальными затратами для оператора - интеллектуальная сеть;
- сеть связи должна обеспечивать поддержку всего спектра услуг, а следовательно разнородных видов трафика - конвергентная сеть;
- сеть должна отличаться высочайшей пропускной способностью, для обеспечения качественного доступа ко всем видам современных и перспективных приложений - широкополосная оптическая сеть;
- для работы с клиентами современной мультисервисной, конвергентной сети необходимы адекватные технические средства - комплекс TMN, в первую очередь система по работе с клиентами и билинга.
Как Lucent Technologies обеспечивает поддержку операторов связи при решении вышеобозначенных проблем?
1. Развитие возможностей ИСС. Как таковое, решение IN не является новинкой, решения, основанные на традиционных решениях для сетей телефонии известны давно и нашли широкое применение на сетях традиционных операторов связи. Однако наряду с известными достоинствами классические решения IN имеют и надостатки, существенно снижающие возможности их применения:
- относительно высокая стоимость внедрения;
- длинные сроки внедрения;
- существенная зависимость от производителя коммутационного оборудования;
- применеие в рамках телефонных сетей...
Учитывая недостатки традиционных решений IN, производители телекоммуникационного оборудования совместно с операторами связи пришли к необходимости перехода к решениям на основе SoftSwitch.
Главными отличительными чертами данного подхода являются:
- возможность создания универсального Сервисного Центра, не зависящего от протоколов применяемого оборудования - конвергентный Сервис Центр;
- применение открытой аппаратной платформы и стандартных средств программирования - принципиальное сокращение сроков разработки новых приложений и затрат на их реализацию;
- возможность создания распределенной сервисной инфраструктуры - приближение разработок и сервисных узлов к конечному потребителю и повышение надежности сервисного комплекса.
Как реализовать данное решение? Одним из наиболее интересных вариантов является применение платформы Excel.
2. Создание и развитие Мультисервисных, конвергентных сетей. Вопрос конвергенции сети встал перед операторами связи более десяти лет назад, как только трафик передачи данных заявил о себе как о коммерческом явлении и вышел за пределы корпоративных сетей. IP протокол зарекомендовал себя как наиболее удобный для работы на уровне пользовательских приложений, однако на уровне транспортной сети (магистрали и доступа) доминируют АТМ и FR, поскольку обеспечивают необходимое операторам "абсолютное качество обслуживания".
Lucent Technologies является лидером в создании операторских мультисервисных сетей и располагает широчайшим спектром оборудования ATM/FR/IP, обеспечивающим создание сетевой инфраструктуры любого масштаба.
Семейства продуктов GX 550, CBX 500, B-STDX, PSAX, GR и NX позволяют создать любую операторскую сеть, имеют уникальную инсталлированную базу, поддерживают весь спектр необходимых услуг, включая наиболее востребованные - голос в Интернет, обеспечивают поддержку различных реализаций MLPS.
3. Увеличение попускной способности операторской сети. Развитие спектра услуг и совершенствование собственно услуг настоятельно требует широкого применения оптических технологий. Не удивительно, что все современные технические средства, ориентированные, в первую очередь, на создание сетей пакетной коммутации (ATM, IP), испльзуют оптические интерфейсы. Исторически сложилось так, что оптические системы связи получили широчайшее распространение на магистральных сетях и городских сетях связи. Технология SDH доминирует на транспортном уровне. Однако рост трафика и развитие приложений настойчиво требует все больше полосы пропускани, наращивание емкости оптических кабелей по существующим направлениям экономически не оправдано. Решение проблемы лежит в области спектрального уплотнения оптических сигналов. Lucent Technologies был первой компанией, предложившей коммерческий продукт для уплотнения магистральных оптических сетей , система OLS 80 получила признание операторов сетей связи всего мира. Свыше 4000 систем находиться в эксплуатации, но несмотря на появление более мощных систем оптического уплотнения - OLS 400/800 ветеран остается одной изнаиболее покупаемых систем и по сей день.
Реализация оптических мультисервисных сетей связи в рамках мегаполисов требует своего подхода - универсальности оборудования. Семейство оборудования Chromatis объединяет в рамках одного изделия с единой системой управления и систему оптического уплотнения DWDM, и мультисервисный коммутатор ATM/FR и IP маршрутизатор, и каналообразующее оборудование SDH/PDH. Архитектура системы позволяет оператору начать с небольшого экономически привлекательного решения, в дальнейшем наращивая ресурсы сети в зависимости от реальных потребностей клиентов
4. Создание самой мощной и мультисервисной сетевой инфраструктуры занятие не благодарное и бессмысленное, если оператор сети связи не сможет обеспечить взаимодействие с клиентами сети. Взаимодействие в широком смысле этого слова от привлечения клиента новыми услугами, заключения контракта на обслуживание, учета и обработки данных о предоставленных услугах, выставлении счетов и учета их оплаты, управление ресурсами сети и собственно сетью, включая сетевые элементы.
Конвергентная, мультисервисная сеть связи требует соответсвующей информационной системы, получившей общее наименование платформы TMN. Вопрос создания решения TMN для оператора связи является обширной комплексной задачей, требующей отдельного рассмотрения, остановимся на вопросе взаимодействия с клиентами сети и билинга услуг.
Lucent Technologies располагает необходимым операторам связи решением - конвергентной билинговой системой ARBOR BP. Данная система получила широчайшее признание всех видов операторских и сервис провайдерских компаний. География распространения 5 континентов - Северная и Южная Америки, Европа и Азия, Австралия. Систему успешно эксплуатируют как традиционные операторы связи, такие как AT&T, France Telecom или New Zeland Telecom или быстроразвивающиеся "start up" компании, такие как Quiest, Lewel 3, Cegetel или Retravision, но и недавно вступившие на путь рыночных отношений - Embratel и Литовский Телеком. Свыше 150 компаний, отражающих все многообразие телекоммуникационного сообщества успешно используют систему Arbor B в своей коммерческой деятельности.
В чем причины успеха системы? Прежде всего в том, что в отличии от большинства конкурентных решений система является действительно готовым коммерческим продуктом с параметрической настройкой. Данный подход обеспечивает эффективное разделение функций разработки системы (специалисты Lucent Technologies параллельно с разработкой новых связных технологий и услуг имеют возможность разрабатывать и билинговую систему, обеспечивающую поддержку этих услуг). Система имеет план развития, отражающий тенденцию отрасли, таким образом система постоянно соответствует уровню потребностей операторов связи. Оператор сети единожды внедрив систему Arbor для решения своих текущих задач, получает необходимые up-grade-ы системы по мере развития в рамках договора на сопровождение системы.
Поскольку система разрабатывалась с учетом тенденций развития отрасли, а не специфики конкретного оператора, то идеология ее построения (параметрическая настройка системы на потребности конечного потребителя) гарантирует минимальные сроки внедрения системы - как правило ее внедрение не превышает 6 месяцев, есть примеры успешного внедрения за 4 месяца.
Поскольку система изначально разрабатывалась с учетом потребностей традиционных операторов связи, она имеет возможность быстрой и органичной стыковки с существующими элементами ИС оператора, не конфликтуя и дублируя уже имеющиеся системы, а органично расширяя их функциональность. Система выполнена в полном соответствии с рекомендациями стандарта "Open Systems", имеет открытые API.
Система Arbor хорошо масштабируется и может быть реализована как на платформе NT, так и UNIX.
Благодаря модульной структуре система позволяет оператору связи начать с работы по одному из видов услуг (например традиционная телефония) расширить ее возможности уже в ходе эксплуатации (есть возможность добавить мобильность, Интернет или функции учета широкополосных услуг) без перерыва в эксплуатации.
Важной особенностью системы Arbor является ее полная интеграция со смежными продуктами Lucent Technologies, обеспечивающими полнофункциональную поддержку уровня Управления Услуг (Arbor OM, Active View) и покрывающих наиболее ответственные участки уровней управления сетевыми элементами (Bildates) и Управлени Бизнесом предприятия связи (Strategist) в рамках структуры TMN.
Решения операторской сигнализации и управления (Carrier Signaling and Management, CS&M) компании Lucent Technologies дают возможность использовать функции ИСС ТфОП в открытых сетях следующего поколения. Они объединяют так долго бывшие разделенными ТфОП и IP телефонию и открывают путь неограниченной передаче голоса и данных по всему миру. Они повышают рентабельность операторов связи и поставщиков услуг, позволяя предлагать конечным пользователям новые способы связи и новые услуги. Будучи полнофункциональным решением, CS&M предоставляет широкий спектр приложений и платформ ИСС.
Среди приложений ИСС:
ИСС Интернет
Проводные ИСС
Беспроводные ИСС
Решение CS&M стимулирует развитие открытых сетей следующего поколения, начало которым было положено появлением SS7 Signaling Gateway - первого коммерческого продукта, реализующего перенаправление вызовов (call diversion) Интернет.